Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
12+
Закрыть
Авторизация

Студенты СибГУТИ сделали звонок из прошлого в будущее и обратно

Студенты СибГУТИ сделали звонок из прошлого в будущее и обратно

13.04.2016

В декабре прошлого года в СибГУТИ открылся Научно-образовательный центр (НОЦ) для наукоёмких промышленных предприятий Новосибирска. Тогда говорилось о том, что современная техническая оснащенность НОЦ даст студентам возможность приобрести необходимые знания и компетенции во время обучения, что очень востребовано со стороны предприятий.

И вот пришло время, когда можно подвести некоторые итоги. В начале апреля в центре завершились занятия 4-го курса факультета АЭС по дисциплине «Мультисервисные сети» в рамках курсового проекта и лабораторных работ.

Перед ребятами была поставлена задача построить транспортную сеть, сконфигурировать на базе этой транспортной сети современные услуги и сдать проект «под ключ». В качестве примера необходимо было сделать звонок из «прошлого в будущее и обратно»: используя традиционные аппараты прежней телефонной сети и соответствующие АТС, а также систему IP-шлюзов, серверов IP-PBX, сделать звонок в сторону современных IP-терминалов и обратно.

О том, как проходили занятия, чему ребята научились и насколько полезными оказались возможности НОЦ, нам рассказал его руководитель А.Е. Костюкович.


– Анатолий Егорович, какую работу студенты выполняли в центре? Как было организовано их обучение?

– Научно-образовательный центр дал возможность организовать проектный метод обучения. Для подготовки курсового проекта четыре группы факультета численностью от 14 до 18 человек были разбиты соответственно на две-три подгруппы по 6-7 человек в каждой. В каждой подгруппе был назначен руководитель и поставлены задачи: сначала выполнить традиционный расчет сети и ее ресурсов для реализации ряда услуг, в частности, телефонной услуги, а затем – реализовать эту услугу, выполнив все необходимые аппаратные подключения, кроссировки, программные настройки протоколов и интерфейсов. Таким образом, тот проект, который раньше оставался на бумаге, в этом году студенты реализовали на практике с помощью оборудования и программного обеспечения НОЦ.

На лабораторных работах студенты занимались настройкой вначале отдельных сетевых элементов, отдельных протоколов и устройств – эти задачи распределялись внутри каждой подгруппы ее руководителем. В каждом проекте сеть имела не менее десяти сетевых элементов, таких как коммутаторы, шлюзы, точки доступа, серверы и другие сетевые элементы. В рамках проекта надо было разработать телефонную нумерацию, IP-адресацию, виртуальные сети. Также в каждой подгруппе были распределены задачи расчетной части и оформления. Сдача проекта заключалась в том, что вся подгруппа должна была продемонстрировать, как ее проект воплотится в жизнь, осуществив все необходимые звонки между созданными и настроенными терминалами.


– Какая группа показала лучшие результаты, и от чего зависела успешность сдачи проекта?

– Из четырех групп факультета лучшие результаты получились у А-21. Во многом это объясняется тем, что здесь руководители подгрупп проявили большой интерес к работе, просили дополнительные занятия, приходили с другими группами. Часть программного обеспечения НОЦ, необходимого для проектов, ребята установили у себя на домашних компьютерах, ноутбуках и отладкой занимались по собственному желанию вне лаборатории в свободное от занятий время. Нужно было видеть, как они радовались, когда из отдельных элементов их проекты превратились в действующую услугу, когда пошли звонки по их сетям. Ведь одно – говорить в теории, и совсем другое – сделать все своими руками. А делали действительно все, вплоть до обжимки кабеля (причем некоторые кабель обжимали впервые в жизни). Но главная работа проходила не в серверной, а с терминалов в учебном классе – настройка сетевых устройств, протоколов, выбор необходимых параметров. Именно здесь можно было увидеть, как у студентов буквально за два месяца проекта существенно вырос уровень квалификации. На первых занятиях два часа проходили почти впустую, они ничего не успевали сделать, а в конце проекта та же работа отнимала у них всего десять-пятнадцать минут.

Результаты подгрупп во многом зависели от общего настроя, от того, как сложилась коллективная работа. Это очень важный момент. Помимо компетенций, связанных с получением навыков в настройке и эксплуатации сетевого оборудования и ПО, студенты должны были приобрести такие важные компетенции, как работа в коллективе, выработка ценностей корпоративной культуры, включая как руководство проектом, так и выполнение других ролей. Поэтому опыт, который студенты получают, работая над проектами в подгруппах, особенно ценен с этой точки зрения.

Прошедшие занятия показали также, кто из ребят готов выполнить только свою часть работы и не болеет за общее дело, а кто готов помогать товарищам.

Для отстающих студентов в подгруппах тоже находились занятия, но главной целью было предоставить возможности сильным студентам. Теперь при устройстве на работу они будут чувствовать себя увереннее.


– Каким образом будет построена работа студентов в НОЦ в следующем году?

– Мы учтем опыт этого года. Для таких форм проведения занятий, как проектные методы, подразумевающие коллективную работу над сложным проектом, необходимо искать другие формы, сочетающие и взаимно увязывающие традиционную теоретическую часть, практические и лабораторные работы, курсовое проектирование и, возможно, летнюю практику.

Такого минимального ресурса, как обычная пара (два часа лабораторной работы), не хватает для проектного метода. Студенты только соберут схему, начнут настройки – и уже пора убегать на следующую пару в другом корпусе, а следующая группа всё ломает, чтобы собрать своё.

Поэтому для полноценного проведения занятия, требующего как аппаратных кроссировок, так и кропотливой настройки протоколов, необходимо не два часа каждую неделю, а четыре часа подряд, но через неделю. За две недели между этими «двойными парами» студенты успеют изучить теорию, подготовить схему, чтобы эффективнее использовать предоставленные в течение четырёх часов возможности НОЦ для выполнения необходимых настроек.

В следующем учебном году занятия в НОЦ начнутся уже с первого семестра, в котором студенты будут заниматься в основном настройкой отдельных элементов сети, а уже во втором – собирать всё в целом для реализации проекта.

Кроме того, мы планируем задействовать возможности центра по другим дисциплинам. Например, сюда хорошо вписываются дисциплины «Пакетная телефония», «Управление сетями связи», а также некоторые дисциплины кафедры СМС факультета МРМ.


– В центре занимаются только студенты 4-го курса?

– Нет, не только. Два раза в неделю у нас проходят занятия по программе, согласованной с предприятием «Элтекс». Набрана группа, 12 человек, в основном третьекурсники. У них достаточно объемная программа: 60 аудиторных часов и около 150 часов самостоятельной работы плюс летняя практика. Основная часть студентов будет проходить летнюю практику на базе НОЦ. С некоторыми студентами «Элтекс» заключает договоры на летнюю практику на своем предприятии.


– То есть НОЦ помогает предприятию «Элтекс» понять, кто из студентов наиболее перспективный?

– Да. Предприятие «Элтекс» выбирает сильнейших. Тех, кто пройдет очень серьёзное собеседование с ведущими специалистами «Элтекс», примут на испытательный срок. И испытательный срок тоже не все выдерживают.


Мы попросили студентов А-21, руководителей подгрупп, рассказать о своем опыте работы в научно-образовательном центре.


Константин Клименко:

– Раньше мы работали в основном с ПО-симуляторами. Когда работаешь вживую с оборудованием, это дает большой опыт и понимание.

На курсах D-Link мы тоже осуществляли связь между коммутаторами, занимались настройкой, тестировали их, но это была только часть транспортной сети, без возможности реализовать услуги «из-конца-в-конец». НОЦ предоставил такую возможность.


Владислав Пражак:

– Цель нашей работы заключалась в разработке проекта мультисервисной сети и услуг, связывающих как IP-сеть, так и ТфОП. В частности, мы должны были обеспечить звонок с SIP-устройства в сторону обычного телефона, учитывая, что эти устройства находятся в двух разных сетях и связаны посредством шлюзов – как разными протоколами сигнализации, так и разними протоколами, обеспечивающими перенос речевой информации.  Данный проект – это огромный практический опыт.

В рамках проекта мультисервисной сети необходимо было, в частности, реализовать разделение трафика от речевых услуг, сигнальных и услуг управления, чтобы обеспечить качественную и защищенную связь.

Главное, что все довелось выполнять своими руками: нужно скроссировать оборудование, настроить программное обеспечение, произвести трассировку – всё это очень интересно, увлекательно и будет полезно в будущей профессии.

Поделиться этой новостью:

Все новости