Карпович А. И., Никифорова А. В., Полетайкин А. Н. Определение категории устойчивости в сложных социотехнических системах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. №1. С. 147–164.
Подразделение:
Кафедра математического моделирования бизнес-процессов (ММБП)
Авторы:
Карпович Алексей Иванович, Полетайкин Алексей Николаевич, Захарова Анжела Владимировна
Год публикации:
2017
Тип публикации:
Статья в журнале
Индексация:
ВАК, РИНЦ
Файл:
Статья.pdf
Аннотация:
В статье формулируется авторская трактовка экономической и информационной устойчивости и сопутствующих ей понятий применительно к сложным социотехническим системам. Рассматривается структура социотехнической системы, как взаимодействующая совокупность социального и технического компонентов, активно взаимодействующих с внешней средой, в которой особо выделяется деятельность человека, как основной фактор, оказывающий влияние на устойчивость и управляемость социотехнической системы. При этом всесторонне анализируется категория устойчивости в структурном, функционально-параметрическом, социальном, экономическом, финансовом и информационном аспектах с позиции возможности их количественного измерения для принятия решений в отношении формирования устойчивой структуры социотехнической системы, а также осуществления верификации устойчивости существующих социотехнических систем на предмет принятия решений по оптимизации их функциональной структуры. Предлагается простая методика оценивания экономической и информационной устойчивости социотехнической системы, как базовых аспектов устойчивости социотехнической системы, включающих в себя другие ее аспекты. Методика основывается на логико-вероятностном методе системного анализа и предполагает исследование предметной области методами теории вероятностей и математической статистики, а также применение методов экспертного оценивания. В качестве примера социотехнической системы рассматривается система продвижения услуг связи на региональный рынок, в центре которой находится организация-провайдер услуг связи во взаимодействии с потребителями на рынке и с конкурентной средой. В качестве инструментальных средств воздействия на рынок рассматривается комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций, как средства активного и пассивного продвижения услуг связи на региональный рынок.